Что бы ни происходило на мировой политической арене, люди всегда хотят есть. Поэтому сельское хозяйство (СХ) всегда было, есть и будет ведущей отраслью мировой экономики. Всё просто. Более 1 миллиарда людей заняты сегодня в этой отрасли, и более 8 млрд (именно столько населяет сейчас нашу планету) являются её активными потребителями.
В той или иной степени сельским хозяйством занимаются абсолютно все страны мира. В развивающихся преобладает потребительское СХ, в развитых – интенсивное, с развитием товарного производства. Рейтинг лидеров остаётся неизменным на протяжении последних нескольких лет. Возглавляет пьедестал почёта Китай, на втором месте пока продолжают оставаться Соединённые Штаты, на третьем – Бразилия. Четвёртое место уверенно держит Индия.
Хотя предпосылки к кардинальным изменениям уже очевидны.
В первую очередь речь идёт о России, которая пока находится на 5 месте. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в наступившем 2024 году финансирование агропромышленного сектора будет увеличено на 30% и составит 558,6 млрд рублей. Львиная доля этих средств пойдёт на программы льготного кредитования, что, безусловно, откроет для фермеров новые возможности.
Россия, где сосредоточены 10% всех пахотных земель мира, давно «переросла» возможности самообеспечения. С 2022 года полностью обеспечив свою продовольственную безопасность, она экспортирует огромные объемы сельхозпродукции в ближнее и дальнее зарубежье. Уверенную состоятельность сектора наглядно доказали многочисленные антироссийские санкции, которые не смогли не то что подорвать, но даже пошатнуть российскую сельхозотрасль. Сегодня Россия является крупнейшим поставщиком на мировой рынок пшеницы (25%) и минеральных удобрений (20%).
Обсуждая экономические итоги 2023 года, Президент РФ Владимир Путин назвал Россию «одним из ключевых поставщиков аграрной продукции в мире» и пообещал не сбавлять заявленных темпов, «несмотря ни на что».
Тем временем, политика «западных партнёров» остаётся неизменной. Как пишет Российская газета, Конгресс США принял законопроект с говорящим названием «Нет российской сельхозпродукции». Документ призван максимально снизить мировую зависимость от российского продовольствия, но ударит прежде всего по экономике нуждающихся стран.
Хотя в условиях СВО многие эксперты Евросоюза пророчат сельскому хозяйству США, как и всей экономике Штатов, неминуемый кризис. На сегодняшний день Америка держит лидерство по производству сои, занимает третье место по выращиванию сахарной свеклы и пятое – по сбору тростника. Урожай зерна ежегодно составляет до 440 миллионов тонн (16% от общего количества в мире). Развитие сельского хозяйства Соединённых Штатов объясняется высокой технологичностью отрасли и объемами внушительных инвестиций.
Чего нельзя сказать о странах Евросоюза, в сельском хозяйстве которых, как сообщает издание TF1, назревает нешуточный кризис (подробности в переводе здесь). Корни проблемы тянутся с 2019 года, когда был принят нашумевший «Зелёный пакт» (the European Green Deal). Документ, объединивший 27 стран и призванный к 2050 году полностью перейти от использования полезных ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья. Этот экологический «прогресс» в агропромышленности вызвал в среде фермеров ряд громких уличных протестов в 2023 году и уже в январе текущего 2024 года. Сельхозтоваропроизводители Нидерландов, Бельгии, Франции и Германии (которая по-прежнему находится на 9 месте мирового сельхоз рейтинга) категорически отказываются принимать навязываемые им нововведения, пытаясь отстаивать традиционные формы хозяйствования.
Новый бюджет, принятый в Германии на 2024 год, подразумевает увеличение помощи Украине на ведение СВО (почти в два раза – 7,5 млрд евро) и уменьшение – ровно на столько же – субсидий фермерам. Планы нидерландского Правительства – на 30% сократить поголовье скота, чтобы «сохранить экологию», вылились в главный фермерский лозунг: «Правительство убивает наше будущее!». Аналогичные протесты румынских фермеров вызваны переизбытком украинского импорта, который настойчиво вытесняет с местных сельхозрынков товары собственного производства.
Не менее напряжена ситуация в Польше. Как пишет Российская газета, издание Najwyższy Czas напророчило «конец польскому сельскому хозяйству» уже к 2030 году. Давление на фермеров оказывается там сразу с двух сторон: со стороны Правительства, которое «забрало деревню» у Крестьянской партии, установив там свои порядки. И со стороны Востока, откуда идёт неограниченный поток дешёвого импортного зерна, не оставляя ни малейшего шанса местным аграриям для сбыта своей продукции. Председатель профсоюза местных фермеров Алин Ойдан назвал происходящее сегодня в Польше «настоящей трагедией, которую кто-то обязательно должен остановить».
Впрочем, бизнес самых крупных польских компаний даже в условиях кризиса и спецоперации, продолжает наращивать обороты. Например, крупнейший производитель мяса Cedrob успешно расширяет ассортимент, занимается выращиванием птицы и даже производит птичьи корма. Годовая выручка предприятия в среднем составляет 2,58 млрд долларов. Ещё одна крупнейшая сельскохозяйственная группа в Польше – BZK Group – давно вышла на мировой уровень. Компания начинала с изготовления йогуртов, а сегодня специализируется на производстве муки и масел, а также хорошего крепкого алкоголя. Годовая прибыль предприятия составляет 1,7 млрд долларов.
Каплей, переполнившей чашу правительственного терпения, стали протесты во Франции. В ответ на подорожание дизельного топлива, увеличение сельхозимпорта, экономию воды и увеличение финансовой нагрузки на сельхозпроизводство, местные фермеры забросали здания префектур навозом и грязью, а центральную улицу Парижа блокировали горой тюков с сеном. В ответ на эту меру отчаяния руководитель Евросовета Шарль Мишель призвал коллег прислушаться к проблемам фермеров. Как сообщает Агентство экономической информации «Прайм», лидеры Евросоюза пообещали «работать над улучшением сельхозполитики».
Единственной страной, которую, кажется, не задевают никакие внешние «торнадо», является Китай. Здесь всё идёт своим чередом, как в большом муравейнике, где каждый житель работает с утра до ночи. Обладая всего 7% пахотных земель от мировых угодий, эта уникальная территория не только полностью обеспечивает продовольствием своё огромное население (1 411 750 000 человек), но и снабжает яйцами, мясом, фруктами, овощами, рисом, зерном, кукурузой и хлопчатником 22% всего мирового населения. Объясняется «китайский феномен» не только глобальной модернизацией сельхозотрасли, но и фантастической трудоспособностью китайцев.
Одних только овощей Поднебесная производит в год более 500 миллионов тонн. Один из ярких представителей успешного китайского сельхозбизнесса – «Холдингс Лимитед», который занимается одновременно переработкой масличных культур, пшеница и риса, производством биотоплива и торговлей товарами для пивоварения. А одна из крупнейших частных компаний – «Легендагро Холдинг» сегодня расширяет своё производство по переработке сои на территории не только Китая, но и Дальнего Востока. Пока же годовая мощность переработки соевых бобов компании составляет 12 миллионов тонн.
Как бы ни были трудолюбивы люди, в современных реалиях развитие отрасли невозможно без внедрения в процесс искусственного интеллекта. Именно ему эксперты аграрии пророчат блестящее будущее.
Своего рода агрономический консультант, который позволит максимально точно рассчитывать, оптимизировать и прогнозировать все сельскохозяйственные процессы. По самым скромным оценкам, уже в ближайшие пару лет Gen AI сэкономит аграриям триллионы долларов, превратив мировое сельское хозяйство в высокоточную науку.
Виртуальные модели реальных физических продуктов позволят максимально оптимизировать полевые испытания, в разы сократив сроки и затраты по появлению новых сельхоз продуктов на мировой рынок.
Позволят значительно улучшить состав истощённой почвы в условиях постоянно меняющегося климата и выращивать культуры-гибриды, устойчивые к климатическим изменениям.
Информация, хранящаяся «в облаках», не только облегчит фермерам управление хозяйством, но и свяжет в единую систему аграриев всего мира. Это позволит делиться опытом, сообща находить пути решения актуальных для отрасли проблем.
Генеральный директор цифровой платформы «АгроСигнал» Владимир Коршунов видит в цифровизации мирового сельского хозяйства единственно возможное спасение: «Это решит не только проблему квалифицированных кадров, но и исключит ошибки «человеческого фактора», тянущего всю отрасль назад – в прошлый век» (подробнее здесь). При этом сельское хозяйство будущего должно быть, по возможности, энергосберегающим и экологозащитным.
Мировое сельское хозяйство развивается семимильными шагами – это неоспоримый факт. Но и население планеты не становится меньше: согласно прогнозам Всемирного банка, уже к 2050 году оно будет насчитывать не 8, а 9 млрд человек. В связи с этим легко спрогнозировать и основную грядущую проблему – глобальную нехватку сельхозугодий. Если Китай – безусловный лидер современной сельхозиндустрии – уже к сегодняшнему дню освоил каждый сантиметр своей полезной площади, то, например, в России этот процесс освоения, по сути, только набирает обороты.
И пока учёные всего мира изобретают ГМО-аналоги «живым» продуктам питания, российские аграрии строят уверенные планы на будущее. Премьер-министр Правительства РФ Михаил Мишустин, анализируя итоги 2023 года, отметил исторический рекорд в экспорте сельхозпродукции (4 трлн рублей) и объявил курс на «дальнейшее уверенное развитие».
Справочно
На сегодняшний день топ-10 самых успешных сельскохозяйственных компаний в России возглавляют: