На фоне европейских забастовок фермеров состояние АПК в России можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся отрасль экономики. Даже несмотря на климатические сложности прошлого года, урожай был собран гораздо больше запланированного. С учетом того, что РФ с 2020 г. значительно сократила ввоз продуктов питания зарубежного производства, практически по всем направлениям наблюдается профицит экспорта над импортом.
По данным РИА Новости, экспортные поставки продукции продовольственного сектора и культур сельского хозяйства (в необработанном виде) увеличились на 4,3% с 2022 г. и составили 43,1 млрд. $. Та же отмечено снижение импорта продовольственной продукции на 1,7%. По данным Федеральной Таможенной службы (ФТС), импорт составил 35,1 млрд. $ (в 2022 г. импорт был зафиксирован в сумме 35,8 млрд. $).
Общая динамика показателей с 2001 по 2022 гг. показана на диаграмме 1.
Тем не менее, общие показатели экспорта Российских товаров в IV квартале 2023 г. оказались ниже показателей, прогнозируемых Центробанком. Экономисты связывают такое положение с общемировым снижением цен на сырье, которое составляет большую часть внешнеторговых операций и с перенаправлением операций на внутренний рынок, и в страны Азии. В связи с этим отечественные аналитики предполагают два сценария развития событий в 2024 г. Первый – наиболее оптимистичный, предполагает восстановление суммовых объемов экспорта, так как заключаются новые соглашения и стабилизируются расчетные и логические процессы.
Но профессор кафедры экономики Президентской академии Санкт-Петербурга Елена Жиряева рассматривает такой вариант как маловероятный: «Недавние кризисы, включая пандемию COVID-19, конфликт на Украине, рост геополитической напряженности и события, связанные с изменением климата, привели к нарушению глобальных цепочек поставок». Экономист считает, что за короткое время восстановить логистические направления и стабильность не удастся. При этом профессор отмечает, что рост экспорта может быть достигнут за счет изменения его структуры. Как прогнозируют аналитические службы, на фоне кризиса сельскохозяйственной политики стран ЕС, возрастает конкурентоспособность отечественного сельхозсырья.
Новостные ленты последних дней пестрят репортажами из Германии, Франции, Польши и Италии. Бастуют фермеры. Их недовольство прежде всего связано с сокращением субсидий от государства на фоне подорожания удобрений (в большинстве стран ЕС рост цен составил 90%) и топлива.
По данным РБК, в рамках единой сельскохозяйственной политики (САР) Объединению фермеров выделяется около 55 млрд € ежегодно. Но Объединение фермерских хозяйств нелояльно к мелким производителям, так как его девиз – «экономия за счет масштаба». В результате мелкие хозяйства разоряются, а крупные получают высокий доход. На фоне экономического кризиса в 2020 г. численность фермеров снизилась на 37% (по сравнению с данными 2005 г.), а, по прогнозам, к 2040 г. ЕС недосчитается еще 6,4 млн хозяйств, в результате чего в Объединении останется около 3,9 млн фермеров (этот составит не более 38% от численности хозяйств в 2016 г.)
Острее всего ситуация в Польше. По решению комитета бастующих, 1 марта 2024 г. фермеры перекрыли границу с Литвой, откуда, по их мнению, ввозится зерно с Украины. По словам координатора протестующих Кароля Печиньского, «в прибалтийской стране перевозчики меняют документы, после чего уже свободно доставляют продовольствие в Польшу как товар Евросоюза». Польские забастовщики планируют перекрыть весь трафик украинского зерна в страну.
Не менее критичную роль для сельского хозяйства стран ЕС сыграла и экологическая программа, направленная на снижение выбросов в атмосферу. Иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в хозяйства, скованные условиями «зеленой карты». А фермеров, в свою очередь нет денег на модернизацию производства. На этом фоне все больший вес в мировой экономике приобретают продуктовые товары, импортированные из России.
Несмотря на засуху в некоторых районах и холодное начало лета 2023 г., в стране получен высокий урожай зерновых – 147 млн тонн (из них 96 млн тонн – пшеница). На основании сравнения внутреннего потребления и полученного урожая Минсельхоз оценил потенциал России в экспорте зерна в 70 млн тонн. В тоже время высокие урожаи, собранные в различных регионах, привели к снижению цен в январе 2024 г. на 20%. Еще одним фактором, влияющим на падение цен, является переходящий из года в год запас зерна.
На диаграмме 2 четко прослеживается рост доли экспорта более чем на 20% с 2015 г.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), суммарный запас пшеницы у трейдеров и производителей на конец февраля 2024 г. составляет 36 млн тонн. А до конца года, по мнению экспертов ИКАР, нужно будет реализовать по экспортным поставкам 19 млн тонн для разгрузки внутреннего рынка. Это почти на 1 млн тонн больше, чем было в прошлом году. По-прежнему лидирующую позицию среди покупателей Российского продовольствия занимает Китай. В 2022 г. на его долю пришлось 12,3% экспорта продукции АПК (5,1 млрд. $). В этом году расширение рынка планируется за счет увеличения экспорта зерна в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки.
На сегодняшний день РФ занимает позицию мирового лидера в экспорте пшеницы (ею занят сегмент в 25%). Поставки зерна в ОАЭ за 2023 г. в натуральном выражении выросли в два раза (до 663 тыс. тонн), а в стоимостном выражении в 1,7 раза. Экспорт ячменя увеличился до 85 тыс. тонн (более чем в два раза), и впервые с 2017 г. ОАЭ закупили кукурузу (31 тыс. тонн). Кроме того, наблюдается устойчивый рост экспорта зернобобовых культур в различные страны. Так, экспорт гороха составил в 2023 г. более 37 тыс. тонн (в 2,9 раза больше показателей 2022 г.), а чечевицы – 17 тыс. тонн (в 2,6 раза). Хотя зерновые (включая зернобобовые культуры) и составляют около 70% российского экспорта продовольствия, другие направления также показывают устойчивый рост.
Устойчивый рост экспорта в продуктовом секторе показывает и продукция рыболовецкой отрасли. В 2023 г. экспорт рыбы составил 2,2 млн тонн (прирост 12% по сравнению с 2022 г.). Наибольший удельный вес пришелся на долю мороженной рыбы – 76%, переработанные продукты (филе и рыбный фарш) – 9%, рыбная мука и гранулы из биоресурсов водного происхождения – 6%, ракообразные и моллюски – 5%.
Основной продукт экспортных поставок – минтай. Лидирует по закупкам, как и в ситуации с зерновыми, – Китай (поставка составила 1,21 млн тонн, это вдвое больше показателей 2022 г.). Среди крупнейших потребителей можно отметить Южную Корею – 617 тыс. тонн, Нидерланды – 138 тыс. тонн, Японию – 33 тыс. тонн, Казахстан – 26 тыс. тонн, Нигерия – 18 тыс. тонн. Дружественная Республика Белоруссия в 2023 г. закупила более 75,5 тыс. тонн рыбопродуктов.
Помимо сырья, спросом пользуются и продукты первичной переработки сельхозпродукции. По данным мониторинга ИАА OleoScope и Масложирового союза, экспорт растительного масла за 2023 г. составил 6,5 млн тонн (на 33% больше, чем в 2022 г.). При этом основной прирост показал экспорт подсолнечного масла (за 2023 г. экспортировано 4,3 млн. тонн, что на 31% больше предыдущего периода). Оно же составило и наибольшую долю экспорта в общем объеме сегмента масложировой продукции на экспорт – 65%. Таким образом, Россия заняла более 30% мирового рынка подсолнечного масла. Основные покупатели: Китай – 897 тыс. тонн, Индия – 885 тыс. тонн.
При этом Индия в 2023 г. по импорту масла (а страна закупила и 180 тыс. тонн соевого масла) стала лидером по импорту масложировой продукции. Китай импортировал 144 тыс. тонн соевого масла (на 69% больше показателей 2022 г.). Алжир – 208 тыс. тонн. Лидером по импорту рапсового масла опять же стал Китай, импортировавший 1,4 млн тонн (общий объем экспорта – 1, 55 млн. тонн, на 58% больше данных 2022 г.). Экспорт шрота, по сравнению с ростом готового масла кажется незначительным – на 28%, но объем почти достиг 3,9 млн. тонн.
По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько: «В 2023 году, по предварительным оценкам, стоимость экспортированного мяса и мясных продуктов, включая готовые изделия, но без живого скота, превысила $1,8 млрд. Импорт составил примерно $1,75 млрд. Таким образом, впервые за историю наших наблюдений стоимость экспорта мясной продукции превысила стоимость ее импорта, то есть Россия стала нетто-экспортером по стоимости мяса».
В натуральном выражении экспорт превысил импорт по мясу еще в 2021 г., но в стоимостном – впервые за долгое время. Данные ФГИС «Аргус» на 22 декабря 2023 г. зафиксировали поставки свинины в 14 стран с ростом до 154,4 тыс. тонн (на 6%). Поставки мяса птицы расширились на 34 страны, было экспортировано 301,7 тыс. тонн. Баранину стабильно закупают семь контрагентов, но при этом экспорт вырос до 10,3 тыс. тонн (в 11 раз). С говядиной ситуация более-менее стабильная. Импортируют как мясо, так и живых животных 24 страны, и в 2023 г. совокупный объем составил 30,2 тыс. тонн в натуральном выражении.
За счет захвата Российским АПК Азиатско-Тихоокеанского рынка вырос спрос на конину, производимую в РФ. Хотя доля этих мясопродуктов пока не слишком велика – 2 тыс. тонн, но по сравнению с данными 2022 г. это больше в два раза. Готовая продукция (включая замороженное мясо) поставляется в 27 стран мира, за 2023 г. отгружено 70,6 тыс. тонн. Возобновлен экспорт баранины. В 2023 г. экспортировано 7 тыс. тонн (прирост составил более 750%).
Аналитики ФЦ «Агроэкспорт» оценивают итоги 2023 г. как положительные. Санкции ЕС и США существенно не повлияли на экспорт продукции из России, напротив, развитие АПК и расширение сотрудничества с дружественными странами улучшило показатели как в натуральном, так и в стоимостном объеме экспорта.
На сегодняшний день доля экспорта продовольствия в дружественные страны составляет 87% (на 20% больше, чем в 2022 г.), среди лидеров-импортеров можно отметить:
Экспорт в ОАЭ в 2023 г. возрос по общему объему продукции АПК до 902 тыс. тонн (в 2,8 раза больше прошлого периода).
Хотя основой экспорта продовольственных товаров является вывоз зерна, международный рынок позволяет прогнозировать и дальнейший рост показателей. Даже те страны, которые ранее считались аутсайдерами импорта, наращивают объемы международной торговли. Так, Кения увеличила закупки в 2 раза, Танзания – в 4 раза, а Бразилия – в 1,6 раза. К тому же сотрудничество со странами Африканского континента предполагает большие возможности для экспорта продовольствия.